МОСКВА, 16 дек — РИА Новости. Экономист и политик Егор Гайдар, скоропостижно умерший в среду в Москве, был одним из авторов российской модели «шоковых» экономических реформ, за что снискал уважение либерально настроенных сограждан и жгучую нелюбовь остальных соотечественников, возлагавших на него ответственность за гиперинфляцию, обесценивание сбережений советского периода, падение промышленного производства и социальное расслоение.
Внук известных детских писателей Аркадия Гайдара и Павла Бажова, он сделал успешную карьеру в советской системе и дорос до руководителя отдела экономики одного из флагманов советской идеологической машины — журнала «Коммунист». Однако это не помешало ему оказаться среди молодых экономистов, которые на закате советской эры активно обсуждали в узком кругу различные идеи оздоровления дряхлеющего экономического механизма социалистического хозяйства. Эти идеи, включавшие в себя постепенный переход к рыночному ценообразованию, отход от тотального централизованного планирования, ограниченную приватизацию и использование различных механизмов стимулирования, оказались востребованными на границе 1980-1990-х годов.
Именно тогда, когда экономическая неэффективность СССР стала одной из причин его краха, группа молодых либералов во главе с Гайдаром получила шанс реализовать свои идеи на практике. Он вошел в правительство России осенью 1991 года, а летом 1992 года стал исполняющим обязанности премьера. Формальным руководителем правительства тогда считался президент Борис Ельцин, однако он обеспечивал политическое прикрытие Гайдару «и его команде», мало вмешиваясь в оперативное управление экономикой.
Самым громким решением правительства Гайдара стала реформа цен в январе 1992 года. Эта мера, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными это привело к катастрофическому падению уровня жизни. И этого Гайдару не простили. Ни тогдашний парламент, который фактически вынудил Ельцина убрать из правительства Гайдара и назначить на пост премьера «крепкого хозяйственника» Виктора Черномырдина, ни население, которое начиная с 1993 года последовательно отказывало в широкой поддержке на выборах либеральным партиям, к которым имел отношение экономист.
Гайдар в конце 1992 года ушел из правительства, но не ушел из политики, и в сентябре следующего года, в разгар противостояния Ельцина с Верховным Советом, был призван в кабинет в качестве первого вице-премьера, отвечавшего за макроэкономику. Многие тогда расценили это как демонстративный выпад президента в адрес парламента.
Именно Гайдар в ночь с 3 на 4 октября 1993 года в прямом телеэфире призвал москвичей, поддерживавших Ельцина, выйти на улицу на защиту здания Моссовета, где тогда фактически был штаб сторонников президента.
Созданную им партию «Демократический выбор России», которая на выборах в Госдуму первого созыва в декабре 1993 года получила 15% и заняла второе место по партийным спискам после ЛДПР Владимира Жириновского, можно считать первой попыткой Кремля сформировать «партию власти». Однако на следующих выборах в 1995 году «Демвыбор», объединивший многие знаковые фигуры либерального и демократического лагеря, не смог преодолеть пятипроцентный барьер, необходимый для формирования собственной фракции. Кроме личной непопулярности Гайдара, на провал его движения повлияло и то, что место «партии власти» к тому моменту заняла партия «Наш дом — Россия» Виктора Черномырдина.
Вторую попытку вернуться во власть Гайдар предпринял в 1999 году, когда на базе нескольких праволиберальных партий, включая «Демвыбор», был сформирован «Союз правых сил», который смог пройти в Думу. Гайдар, проработавший в парламенте с 1999 по 2003 год, активно принимал участие в обсуждении и экспертизе экономических законопроектов, однако дистанцировался от публичной политики, избегая выступать «лицом» правых.
После того, как СПС не смог набрать 5% голосов на выборах 2003 года, Гайдар сконцентрировался на работе в своем Институте экономики переходного периода, написав несколько книг, в одной из которых — «Гибель империи» — он с цифрами, фактами и документами доказал неэффективность советской экономики и ее обреченность в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры цен на сырьевые ресурсы во второй половине 1980-х годов. Кроме того, опыт Гайдара как эксперта и научный потенциал его института был востребован властью и после того, как правые ушли из российской публичной политики.
Гайдара критиковали левые за приватизацию и либерализацию цен, правые же его ругали за половинчатость и непоследовательность его реформ. Сам Гайдар философски относился к своей непопулярности среди населения и был уверен, что история все расставит по своим местам.
Шшылка на источник: http://news.mail.ru/society/3164320
ИМХО: человек крайне неглупый. Поскольку второе образование у меня экономическое, как экономиста и политолога я его крайне уважаю. Его железная логика и понимание сути вопроса мне понравились еще с просмотра серии передач "Намеди 61-91" Леонида Парфенова, где Гайдар выступал в роли консультанта по экономическим вопросам. =(.
Отредактировано kot331107 (2009-12-16 18:29:54)